Читайте также

Уход за изделиями из мрамора и гипса

(4 Votes)
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

В быту используют изделия из мрамора естественного и искусственного. Естественный мрамор представляет собой горную породу, состоящую в основном из зерен минерала кальцита (известкового шпата) и доломита, окрашенную в различные цвета примесями солей. По цвету различают мрамор желтоватый, статуйный, белый с зелеными прожилками, розовый и зеленоватый. Плотность естественного мрамора составляет 2,72—2,85 г/см3. Естественный мрамор применяют для изготовления памятников, скульптурных групп, статуэток, различных подставок, настольных приборов, используют как облицовочный материал.

Искусственный мрамор изготовляют из смеси гипса с известью, клеем и красителем. Он является одним из распространенных материалов для различных поделочных работ в доме, его можно приготовить любого цвета.

Для приготовления белого мрамора известь смешивают с водой и в полученное известковое молоко замешивают гипс, затем добавляют мел (измельченный известковый камень) и смесь тщательно перемешивают.

Цветной мрамор готовят, замешивая гипс и известь на воде, в которой предварительно растворяют клей и краситель; в качестве красителей используют ультрамарин, охру и сурик. Воды берут столько, чтобы образовалась тестообразная масса, из которой легко вылепить изделие желаемой формы и оставить для высыхания на воздухе. Затвердевший мрамор можно шлифовать, полировать и окрашивать.

Для заполнения трещин на изделиях из мрамора применяют замазки, приготовленные на жидком стекле:

1. Отмученный мел (1 масс. ч.) смешивают с каолином (19 масс, ч.), к смеси добавляют жидкое стекло до образования жидкой кашицы. Кашицу втирают в трещину или наносят на склеиваемые части, соединяют их и оставляют для просушки на 12—14 ч.

2. Смешивают цемент (1 масс. ч.), гашеную известь (6 масс. ч.), мелкий песок (6 масс. ч.) и инфузорную землю (1 масс. ч.); к смеси добавляют жидкое натриевое стекло до образования густой кашицы. Эта замазка затвердевает медленно, но после высыхания становится очень прочной. Для заполнения глубоких трещин на изделиях из гипса готовят кашицу из гипса и воды и быстро наносят ее на поврежденные места.

Чистку изделий из мрамора и гипса можно осуществить, используя следующие рекомендации.

1. Неполированные гипсовые или мраморные изделия протирают сначала грубой наждачной бумагой, затем более тонкой, потом тонкоизмельченным порошком пемзы или отмученным мелом. После этого прочищают мягкой щеткой и, если требуется, обмывают теплой водой.

2. Густой клейстер из картофельного крахмала наносят толстым слоем на поверхность изделия и ставят его сушить на солнце или на сквозной ветер. Когда клейстер затвердеет, его снимают слоями, на которых остается вся грязь. После такой чистки гипсовые изделия покрывают тонким слоем мела, разведенного на воде с небольшой добавкой столярного клея.

3. Изделия смазывают кашицей из белой глины и мыльной воды и через два-три дня кашицу смывают теплой водой.

4. Мраморные изделия чистят кашицей из питьевой соды, размешанной в теплой воде; сильно загрязненные изделия протирают смесью зубного порошка с нашатырным спиртом.

Чтобы полированный мрамор всегда блестел, его смазывают холодной смесью воска и скипидара, натирают мягкой шерстяной тряпкой, а потом замшей или бархоткой.

Для удаления чернильных пятен применяют горячий глицерин или теплый денатурат.

Для удаления ржавых пятен (окислов железа) лимонную кислоту (1 масс. ч.) растворяют в воде (6 масс. ч.), к раствору добавляют глицерин в таком же объеме, перемешивают и небольшими порциями всыпают отмученный мел до образования густой пасты. Пасту накладывают толстым слоем на пятно и оставляют на несколько дней; если пятно удалилось неполностью, накладывают свежий слой пасты и обработку повторяют до полного удаления пятна.

Зеленые пятна и подтеки удаляют с мрамора пастой, приготовленной следующим образом. Смешивают хлористый аммоний (1 масс. ч.), тальк (4 масс. ч.) и добавляют к смеси 25%-ный раствор аммиака до образования густой пасты. Пасту накладывают на пятно и оставляют до полного высыхания, затем удаляют ее деревянным скребком, а очищенное место протирают чистой тряпкой. Зеленые пятна на мраморе образуются от контакта с медью, латунью, бронзой и проникают довольно глубоко, поэтому обработку пастой надо проводить несколько раз.

Уксусную и другие кислоты для чистки мрамора применять нельзя, так как мрамор от них разрушается.

Естественный мрамор чистят смесью гашеной извести с белой глиной; смесь размешивают с водой до густой кашицы, наносят на поверхность мрамора, и оставляют на два-три дня, увлажняя ее по мере высыхания. Затем сухую массу стирают мягкой тряпкой и полируют поверхность кусочком кожи или грубого сукна, обсыпанной тонкоизмельченным мелом.

Мраморную ванну моют горячей водой с мылом или чистят содой с нашатырным спиртом; на дно ванны насыпают одну-две горсти бельевой соды, поливают ее разбавленным нашатырным спиртом и натирают этой смесью внутреннюю поверхность ванны. Через 5—10 мин стенки ванны промывают горячей водой с мылом. Жировые образования на стенках ванны удаляют тестом из мела и бензина, загрязненные места смазывают тестом и оставляют на 2—3 ч, затем смывают мыльной теплой водой.

Старые загрязненные гипсовые изделия очищают влажным мелким песком, затем слегка нагревают и пропитывают 2—5%-ным раствором парафина или стеарина в бензине или петролейном эфире.

Для приготовления пропитывающих растворов парафин или стеарин превращают в стружку, заливают ее растворителем и, перемешав, оставляют в хорошо закрытой склянке до полного растворения. Для выявления рельефности линий на изделии, раствор парафина слегка подкрашивают красновато-желтым красителем. Поверхность, пропитанная этим раствором, становится блестящей, просвечивающей, на нее хорошо ложится политура и лак.

Гипсовые изделия, например статуэтки, иногда отделывают под бронзу. Для этого используют имеющийся в продаже препарат под названием «Бронзовая краска под золото» или приготовляют специальный бронзовый лак, для чего четыреххлористый углерод смешивают со спиртом в соотношении 4:1 и в этом растворе растворяют смолу даммар (смолу добавляют до получения нужной для работы вязкости), для нейтрализации кислотности лака добавляют немного соды, затем всыпают бронзовый порошок до получения желаемого цвета лака. По другому способу для получения бронзового лака гуттаперчу растворяют в бензоле и прибавляют на три части бензола одну часть бронзового порошка. Бронзовый лак на изделие наносят кистью.

Бронзовый порошок можно наносить в виде пудры на изделия, покрытые масляной краской или олифой. В этом случае изделие покрывают масляной краской, дают ей просохнуть и наносят второй слой краски. Когда этот слой краски немного подсохнет и станет липким, изделие с помощью тампона опудривают бронзовым порошком.

По другому способу изделие покрывают олифой, дают ей подсохнуть и два-три раза покрывают смесыо, состоящей из олифы (15 масс. ч.), копалового лака (15 масс. ч.) и скипидара (1 масс. ч). Через сутки на еще липкую поверхность тампоном наносят бронзовый порошок.

Изделия из гипса можно также покрывать глазурью, приготовленной из жидкого стекла (95 масс. ч.) и глицерина (5 масс. ч.). Глазурь наносят кистью или пульверизатором и хорошо высушивают. На поверхности изделия образуется блестящая, твердая, прозрачная пленка.

Мраморные изделия часто покрывают бесцветным прозрачным лаком.

Для полирования изделий из мрамора и гипса применяют несколько способов:

1. Изделие погружают в теплый раствор мыла (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды), просушивают и снова погружают в раствор. После второго просушивания изделие натирают тампоном, смоченным в растворе желатины (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды), до тех пор, пока поверхность не станет гладкой и блестящей.

2. Приготовляют раствор из белого мыла (17 масс. ч.), отбеленного воска (17 масс. ч.) и воды (500 масс. ч.). Мыло и воск расплавляют в воде при нагревании. Приготовленный раствор мягкой кистью наносят на поверхность изделия, хорошо высушивают и натирают мягкой щеткой.

3. Изделие погружают в теплый раствор квасцов (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды), затем высушивают, снова погружают в раствор и высушивают; обработку повторяют до тех пор, пока на поверхности после высушивания не образуются кристаллы квасцов. После этого поверхность протирают тонкой наждачной бумагой.